Гаага. Море, дюны и архитектура

29 ноября 2019

Задолжала рассказ про Гаагу и не показала ни одного голландского моря. Исправляюсь и вспоминаю осеннее гаагское воскресенье.

Некоторые фото будут кривоваты. Это я травмировала спину, ходила буквой “Г” и держала камеру так, как спине было удобно.

С Настей на природе

На выходные в гости приехала Настя. Сняли квартиру в Гааге. 

Настя и бутербродик

В субботу съездили в Роттердам, а воскресенье отправились к Северному морю на пляж Зёйдерстранд.

В Гааге есть два пляжа, разделенные гаванью. Самый популярный — Схевенинген. Это тот, где колесо обозрения стоит прямо в море. На Схевенинген гаагцы заманивают приезжих селедкой, картошкой и тарзанкой, а сами отдыхают на тихом пляже Зёйдерстранд.

Бродили с Настей вдоль воды, загорали в пальто под осенним солнцем и смотрели, как носятся счастливые собаки.

Найдите пёселя.

Чуть дальше от берега погуляли по Вестдюне парку. В парке нет деревьев, зато насыпаны холмы и укутаны травой, колючками, кустарником. Ветер с моря через них не проберется.

Мы прошли коротким маршрутом и вернулись к трамвайной остановке.

Насте пора обратно в Амстердам, а я планирую гулять по Гааге до темноты или до тех пор, пока из буквы “Г” не превращусь в букву “П”.

Музеон

Первая остановка — Музеон. Модернистские формы музея отлично бы смотрелись в бетоне, но здание возвели из кирпича не просто так. В 1985 году Музеон пристроили к старому кирпичному Муниципальному музею эпохи модерна. Два корпуса не похожи архитектурно, но из-за одинакового стройматериала воспринимаются как цельный объект.

Новый корпус
Старый корпус

Музеон сложили из блоков разной высоты. Где-то объем выступает, а где-то проваливается. 

Расстекловка сшита из квадратов метр на метр. Объемы здания тоже построены с метровым шагом, который задал размер кирпича.

К главному фасаду с разных сторон прилеплены цилиндры. Внутри одного из них устроен космический кинотеатр Омниверсум.

Музей окружили водой. С одного бока разложили сообщающиеся круглые бассейны.

С другого бока выкопали прямоугольный пруд.

В музейной кафешке заправилась кофе с видом на оба корпуса и воду.

Конгресс-центр

От музейного комплекса пешком дошла до Конгресс-центра. 

Здание сложено из прямоугольных призм и покрыто контрастными материалами.

Архитектор облицевал фасады небесно-голубой плиткой и желтым кирпичом, подобрал алюминиевые рамы, назвал все это “спортивным стилем” и понадеялся, что здание получится вневременным. Так и вышло: центр построен в 1969 году, но до сих пор выглядит современно. 

Рядом с горизонтальным корпусом стоит треугольная башня. Подозреваю, что это была гостиница для делегатов и иностранных гостей. Похоже, ее собираются снести.

Сначала архитектура Конгресс-центра показалась мне простоватой. Потом нашла в интернете старое фото, где к главному фасаду здания  приставлены две широкие массивные лестницы с красными перилами. Вот чего не хватало! Зачем снесли такой мощный акцент — неизвестно.

Фото Rook & Nagelkerke

Каждый год в Конгресс-центре устраивают научные конференции и анимэ-фестиваль. В семидесятых и восьмидесятых здесь отгремело два Евровидения. В девяностых выступали Селин Дион, Бэкстрит бойз и Эрик Клэптон (если вам вообще о чем-то говорят эти имена).

Перемещаюсь в центр города. Тут найдут себе домики по душе любители постмодернизма,

брутализма

и современности.

Посольство США

А я разыскала здание, которое построил Марсель Бройер. Уверена, это имя вам знакомо лучше, чем Селин Дион.

В 1959 году Бройер спроектировал посольство США. Постройка состоит из двух массивных кубических блоков, которые зажали в середине легкую стеклянную перемычку.

На боковых плоскостях равномерно раскиданы трапециевидные окна. Фасады облицевали панелями из ракушечника такой же формы.

Местным жителям поначалу здание не понравилось: что за скучные бежевые коробки? Но потом разглядели, что это не просто коробки, а ритм, структура и форма.

Сейчас посольство переехало на другой адрес, а этим коробкам присудили звание национального монумента и устроили музей.

В интернете нашла трехминутное видео с фото-историей здания. Под ретро-мелодию показывают стройку, шпонированные кабинеты, библиотеку и красивые ракурсы посольства.

Неопознанный бруталист

Следующим покажу вам бруталистский Staedion. Его вы увидите справа, как только выйдете в город из вокзала. Здание сложено из перевернутых бетонных скобок, а кое-где на фасаде прилеплены балкончики в виде кабинок.

В интернете не нашла никакой информации про этого бруталиста. То ли он общежитие для студентов, то ли гостиница, а может, и офисы.

Правительство

Брутальный дом на выходе из вокзала можно и не заметить, ведь ровно напротив выросли прозрачные кубы на ножках.

Это здание правительства, которое построило бюро OMA. Точнее, не построило, а реконструировало старую постройку. Стеклянный гигант занимает девяносто тысяч квадратных метров, но ощущение такое, что две трети этой площади заполняет воздух. Смотрите, там внутри одни атриумы.

Голландские архитекторы использовали в новом проекте 90% материалов от снесенной части старого здания. Еще добавили тройное стекло, светодиодные фонари и желтые эскалаторы.

Из одного блока выезжает поезд.

Между ножками другого блока проложили пешеходную улицу.

Сити-холл

По этой улице дошла до Сити-холла.

Его построил бог белоснежной архитектуры Ричард Мейер. В конкурсе на строительство бюро Мейера обыграло самих ОМА.

Фирменная архитектура Мейера будто рендер, на который не наложили текстуры.

Да и зачем нужны текстуры, когда в одном объеме заложено столько изломов, закруглений, дырочек, палочек и квадратов.

В белом здании уместились кафе, магазины, офисы, библиотека, загс и сама ратуша.

Пару лет назад в Гааге праздновали столетие художественного движения Де Стейл. По этому случаю фасады Сити-холла разрисовали в стиле картин Мондриана.

Министерство иностранных дел

От Сити-холла прошла пару кварталов на север и встретила здание Министерства иностранных дел. Мы с этой постройкой ровесники.

На плане министерство похоже на открывашку консервных банок и гаечный ключ одновременно.

С виду это такой костлявый брутальный зверь, но если присмотреться, нежный и утонченный.

Коричнево-серое кирпичное тело опутано сеткой белых бетонных пилястр, балконов, перил и металлических перетяжек.

Этажи уходят вверх ступеньками, а с крыши выглядывают разных форм надстройки.

Подошла к фасаду впритык.

Смотрите, как входная группа сбежала из северного модерна, переоделась в металл и ловко пристроилась к брутализму.

Во внутреннем дворике обустроили пруд

и поставили космическую ракету.

Общий двор с министерством делит Королевская библиотека.

Королевская библиотека

Этому зданию тоже достался замысловатый план: с разных боков выступают круг, треугольник и трапеция. Каждая фигура вмещает один функциональный блок.

Библиотеку построили на пару лет раньше, чем министерство, но соседи совсем не похожи. Объемы библиотеки гладкие, крупные и скульптурные.

Здание сложно обойти вокруг и понять его форму с уровня земли. Я интуитивно двигалась вдоль скругленных фасадов, попала в световой колодец, 

потом меня затянуло в переход.

Фонтан-лицо

Из перехода вынырнула на площадь центральной станции. 

Вокзальный фонтан выложен черно-белой плиткой в горох. Подошла поближе, подняла телефон, чтобы сфотографировать сверху, и увидела в фонтане лицо. Гугл сообщил, что это портрет Анны ван Бюре.

Вот, на карте лучше видно.

Национальный архив

На той же площади стоит Национальный архив. Архитекторы не придумали ему эффектный фасад, разве что закруглили торец. Сделали упор на мощные стены и перекрытия, которые держат внутри здания постоянный микроклимат без кондиционеров.

Жилищный фестиваль

До заката осталось полтора часа. В моем списке «Маст визит» не зачеркнуто еще семь достопримечательностей, но времени хватит, чтобы посмотреть только одну. Решила по-быстрому съездить на юго-запад города. Надеюсь сфотографировать не одно здание, а целую улицу домов. Запрыгнула в трамвай и через двадцать минут прибыла в район Эскамп.

Первым на местности встретила остроугольное современное муниципальное здание.

Объем сложен по принципу оригами: из треугольников, трапеций с диагоналями и изломами.

Найдите окошко-дырочку.

Вышла на улицу Dedemsvaartweg. В этом месте камеру пришлось спрятать в рюкзак: для моего не сильно светосильного объектива уже темно. Следующие фото сняла на телефон, уж простите.

История улицы с непроизносимым названием такая. В 1989 году Гаага построила двухсот тысячную квартиру и отпраздновала это событие жилищным фестивалем. Бюро ОМА выбрали на карте города улицу длиной полтора километра и спроектировали генплан. До начала нулевых вдоль этой длины строили не похожие друг на друга домики.

Для каждого дома выбирали местных или иностранных архитекторов.

На улице появлялись многоэтажки, малоэтажки, таунхаусы и дуплексы.

Эту десятиэтажку спроектировали архитекторы ОМА. На своем сайте к проекту дома написали, что когда придумывали фасады, держали в голове образ взъерошенного голубя.

Про все дома жилищного фестиваля издали книгу, которую продают в местных музейных книжных магазинах и на Амазоне.

Как только солнце село, я вернулась в центр, купила в дорогу олеболин с изюмом и села на поезд до Амстердама. Неувиденную гаагскую архитектуру сложила в специальную папку на рабочем столе. В следующий раз приеду и найду Театр танца, железнодорожный виадук, бруталистскую церковь и домики Геррита Ритвельда.