Балтийская школа. Море, сосны и много еды

8 января 2018

В этом посте расскажу про летнюю Балтийскую школу. Целую неделю я занималась каллиграфией, придумывала книжку, рисовала знаки и много ела. А еще бегала по лесу и плавала в Рижском заливе.

Балтийскую школу создали Александр Васин и Наталья Вельчинская. Николай Шток и Наталья Торопицына тоже в составе преподавателей. Собираемся все вместе недалеко от Риги на хуторе Вейавас (Vējavas).

От Москвы до Риги доехала автобусом, погуляла полдня по городу, а вечером встретила сокурсниц на автовокзале. Вместе сели на рейсовый автобус до хутора.

На остановке нас встречает Александр с сыном Егором и чудо-устройством. Устройство состоит из тачки, которую прикрепили к двум велосипедам. Закидываем в тачку чемоданы и сами идем рядом налегке. Встречаем всех участников школы и заселяемся в домики. На закате ждет море. Не могу удержаться и открываю рубрику “Банальность красоты”.

Следующие семь дней живем по расписанию:

— Подъем и утренняя йога с Александром Васиным.

— Завтрак.

— Каллиграфия с Натальей Торопицыной до обеда.

— Обед.

— Делаем книгу с Александром до ужина.

— Ужин.

— Рисуем знаки и придумываем плакат с Николаем Штоком до конца дня и исхода сил.

— Отбой.

В перерывах гуляем по лужайкам, делаем перекур и кофе брейк на шезлонгах,

качаемся на качелях,

катаемся в лодке,

навещаем море

и лес.

Сначала вода была прохладная. По Ане определила, что купаться пока рано.

А через пару дней Алина, Аня и я решили, что хватит терять время и поплыли. Выкраивали по часу (ладно, по полтора) в день и плескались в заливе счастливые.

В школьные дни я продолжала готовиться к полумарафону. Вставала пораньше и бегала до самой каллиграфии. Ко мне присоединилась Алина, и бежать стало на порядок веселее. Мы прошерстили лес, нашли старинную усадьбу и кемпинг, нарезали километры по кромке моря. Алина — мощь, бежала быстро и заставляла меня держать темп.

Учеба шла интенсивно. На каллиграфии я выпадала из времени — супер медитативное занятие. Осваивали брашпен и латышские слова. Для своей книги мне нужно было написать дни недели на латышском.

Наталья Торопицына учила нас писать, соединять буквы и делать ритм в слове. Каждое утро она давала маленький мастер-класс. Мы собирались вокруг и не дыша смотрели, как она выводит красоту. Потом всё сами.

После обеда обучение перехватывал Александр. Показывал классные книги и рассказывал, как сделать нескучную свою. У каждого должна получиться собственная книжка, но у всех есть общая тема  “Еда”.

На хуторе мы ели много и вкусно. Хозяйки кормили нас традиционной латвийской едой три раза в день. Ловили и коптили рыбу,

Доставали раков из пруда.

Десертом угощали на завтрак, обед и ужин. Для вегетарианцев готовили отдельные блюда, мясоеды завидовали. Суп Маджента и хлебный суп пробили мое сердце.

С концепцией книги все определились, презентуем друг другу.

Моя книжка будет называться “Главное чем. Балтийский инвентарь”. Покажу кухонную утварь, с помощью которой наши хозяйки готовили еду каждый день. Напишу ежедневные мини-обзоры и расскажу, чем нас кормили. Параллельно соберу и зарисую коллекцию овощечисток, которые нашла на кухне и в домиках (этих приспособлений оказалось необъяснимо много).

После ужина с нами занимается Коля Шток. Рисуем знаки и думаем про плакаты. Тема: съедобное-несъедобное. Под вечер голова работает туго, но что-то придумываем. Катаем гравюры на пластике.

Сушим.

В пост снова врывается рубрика “Банальность красоты”.

На школе нам обещали не только дизайн, но и кулинарные мастер-классы. Итак, сегодня наши хозяйки Айа и Эвия учат готовить традиционное латвийское печенье пипаркукас.

Сначала берем дрова в сарае.

Разжигаем костер.

Ставим на него котелок и вливаем пару литров меда. Доводим до кипения и помешиваем деревянной лопаткой.

Измельчаем пряности и месим тесто. Фото Ани Дорфман.

Убираем в холодильник и забываем на пару дней. Потом достаем, примешиваем к тесту кому что нравится: коньяк, миндаль, имбирь. Снова убираем и забываем.

В день икс достаем опять и начинаем раскатывать, лепить, вырезать буквы. Чем больше рук в работе, тем лучше.

Отправляем порциями в духовку и накрываем стол.

По вкусу печеньки похожи на имбирные, а по дизайну не сравнимы ни с чем.

У нас новое задание за пределами веранды. Едем на специальный пляж с правильным песком.

Вооружаемся кусочками пластика и выковыриваем римские капитальные прямо на песке. Каждому достается по букве, у меня “Т”. Рядом Аня с буквой “I” и Алина с “S”.

Работа веселая, хотя песок поддался не сразу. Оцените масштаб.

Рядом с буквой каждый построил свой дом.

Снова собираемся на кухне на новый мастер-класс. Варим традиционный Янов сыр. Начинаем как обычно: идем в сарай за дровами, топим печь. Берем пару бидонов молока, выливаем в кастрюли размера  XL и медленно нагреваем до нужной температуры.

Добавляем уксус, желтки и тмин (можно корицу или пажитник).

Откидываем на дуршлаг.

Получаем вот что.

Не забываем сфотографировать и выложить в инстаграм.

Потом накинуться и съесть.

С вами опять рубрика “Банальность красоты”.

И фото-очерк о том, как Аня и Оля нашли череп косули и понесли его к морю фотографировать.

Балтийская неделя подходит к концу. Дописываем слова, фотографируем, верстаем и наполняем текстами. Вырезаю свою утварь на пластике и делаю гравюры.

Параллельно напрашиваюсь в гости во все домики и лазаю по шкафам в поисках овощечисток.

Про плакат тоже не забыли. Коля Шток провел фотосессию, где каждый изобразил какое-нибудь насекомое. Потом добавили наши пипаркукас и собрали вот такой плакат.

Настал вечер книжных презентаций. Идем в сарай за дровами, разводим костер, подключаем проектор и вешаем экран.

Книги получились очень разные и дико интересные. Варя придумала сказки; Надя написала целую книжку про баклажан; Настя создала персонажа Ящура и сочинила крутые стихи.

Алины жизнь — малина,

У Алины две бутылки пива.

Алина, сжальтесь надо мною,

Я знаю, вашей я любви не стою,

Но поделитесь с бедным вы одною.

У Алины было все самое важное: еда и море. Аня попала в сердце десертами. Я успела сделать всего пару разворотов со своими поварешками.

В этот вечер было много огня и тепла.

На веранде тоже разожгли. За дровами идти не надо — накопились пачки каллиграфического топлива (это неудавшиеся листы, все красивые заберем с собой).

Ну и последняя “Банальность красоты”. Выглянула луна, а залив куда-то ушел и оставил мокрый песок.

Прощаюсь со школой и хутором и перемещаюсь в Ригу. В следующем посте покажу, что там есть интересного.